Храм свв. кн. Бориса и Глеба                              г.Боровск, Калужская обл.
 
 

  Новости

Храм сегодня

История

Газета

помощь храму

Контакты

 

Статья в "Народной газете"

  В г.Обнинске много лет существует независимая от властей, популярная «Народная Газета – Регион», выходящая огромным для области тиражом 38000 экземпляров. Газета светская, принципиально не занимающаяся пропагандой какого-либо вероисповедания. Но журналистам «НГ – регион» и главному редактору Наташе Кошелевой пройти мимо храма свв.кн.Бориса и Глеба не удалось, а позднее и не захотелось. Они подружились с отцом Александром, прониклись проблемами, более того, полюбили нашу церковь. В результате, в хорошей газете появилась добрая статья, за что мы очень благодарны. Слава Богу за все!

В Боровске «плачет» храм.

    Среди церквей, как и среди людей, социальное расслоение. Одни утопают в роскоши, другие - нищенствуют.

 В этом году одной из трех боровских церквей, храму святых Бориса и Глеба, исполняется 300 лет. Но ста­ричку-храму не до праздника. Он не отреставрирован и не очень-то любим боровчанами.

Пятиглавая церковь в шатровом стиле с высокой стройной колоколь­ней много видела и много терпела. В 1610 году еще деревянный храм свя­тых Бориса и Глеба пострадал от на­шествия поляков и литовцев. Но тог­да прихожане не дали пропасть цер­кви, а в 1704 году построили новый, уже каменный храм. В 1812 году французы устроили в нем конюшню. При советской власти храм был опу­стошен и закрыт. Во время Великой Отечественной войны, зимой, в хо­лодные каменные стены церкви со­гнали детдомовских детей и заперли на три дня. Крепким ребятишкам удалось спастись от немцев, а малы­ши послабее так и остались лежать на ледяном полу — замерзли.

Храм видел и человеческие траге­дии, и радости. Именно в этой церк­ви венчались бабушка и дедушка Достоевского. Говорят, и сам Федор Михайлович был здесь крещен. Ис­торики и архитекторы признали цер­ковь бесценным памятником феде­рального уровня. Одна акустика чего стоит: сказанное шепотом слово мо­ментально разносится на все здание. А в чем секрет такой хорошей звукопередачи, до сих пор неизвестно. Другая особенность — подземный этаж. Подобная планировка — боль­шая архитектурная редкость. Да и сам храм — редкость. Такие строили во времена Ивана Грозного, и сохрани­лось их очень мало.

300 долгих лет храм принимал у себя прихожан, страдал от варваров, наблюдал за сменой поколений. Он заслужил достойную жизнь в старости. А что же мы видим? Облупленные, «плачущие» сырыми подтеками сте­ны, замазанные белилами росписи, покосившуюся колокольню. Отец Алек­сандр, настоятель храма, зимой во время службы дрожит от холода. Ал­тарь — самое зябкое место в храме. Приходится служить чуть ли не при нуле градусов. Спасают только вален­ки. Прихожане жмутся поближе к чуть теплым электрическим батареям, но и они мало согревают — электриче­ство слишком дорого, чтобы включать их на полную мощь.

— Наш храм очень большой по раз­меру, — говорит отец Александр, — поэтому его трудно содержать и ре­монтировать. Поправить колокольню стоит 40 тысяч рублей, сделать но­вые рамы — 53 тысячи. Очень до­роги средства от грибка, которым за­ражены стены. Я даже не берусь под­считывать, во сколько обойдется пол­ная реставрация. Мы потихоньку что-то делаем: меняем окна, покупа­ем подсвечники, иконы, лампадки, ремонтируем все, что в наших силах. Но у церкви мало денег, а проблемы можно перечислять бесконечно.

— Странно, что церковь терпит нужду. Вы получаете пожертвования?

— Большой доход от пожертвова­ний имеет только та церковь, где много прихожан. Хорошо, когда сам храм маленький, а приход большой. Тогда можно спокойно содержать зда­ние. А у нас все наоборот. Храм ог­ромный, рассчитан на 1,5 тысячи прихожан, а на сегодняшний день приход всего лишь 25 человек. При­чем в основном это старенькие ба­бушки. Они сами еле-еле концы с концами сводят. Иногда случается такое: придет к нам незнакомец, по­стоит службу. А потом спросит: «Что вам нужно?» И денег даст.

— А почему так мало народу хо­дит в вашу церковь?

— Конкуренция. Наш храм — не единственный в Боровске. У нас бед­но, а зимой еще и холодно. Здание находится на окраине. А вот церковь в центре города — красивая, теплая и богатая. Эта церковь не прекраща­ла действовать в советские времена, поэтому сохранила и имущество, и приход. Да и добираться до нее удоб­нее.

— А вы не пробовали зарабаты­вать деньги, сдавая землю в аренду?

— У нас нет ни клочка земли. Вот как крыльцо заканчивается, так уже чужая территория. По закону вопрос о церковных землях решает не феде­ральная, а местная власть. Вот боровская власть и решила, что земля нам ни к чему. Обратились за помо­щью к губернатору. Была созвана ко­миссия, чтобы решить эту проблему. Так местные власти нас туда даже не позвали. И вообще они всячески де­монстрируют свое негативное отно­шение. Выгоднее продать землю дач­никам, чем отдать церкви. Мы даже не можем сделать дешевое газовое отопление, потому что внутри поме­щения котлы ставить нельзя, а сна­ружи у нас нет места.

— А государство? Ведь храм — архитектурный памятник федераль­ного значения.

— Ну да, памятник. Но Департа­мент культуры Калужской области нам тоже отказал — денег нет.

— Так пусть епархия поможет. Она же, наверное, должна заботиться о своих церквях.

— Епархия сама нуждается в по­мощи.

— А зарплату вам кто платит?

    Она идет с пожертвований...

 Мы стоим на крыльце храма. Пря­мо по курсу — через 10 метров — магазин (между прочим, в домике священнослужителя, тоже памятнике архитектуры). Каждый пьянчуга, ко­торый отоваривается в этом магази­не, распивает свой любимый напи­ток под окнами шедевра древнего зодчества, храма святых Бориса и Глеба. Отец Александр недавно ус­тановил прожектор, чтобы разогнать пьяные сборища. Но ничего не выш­ло. Публике даже понравилось тусоваться при свете. Отец Александр: «Это еще что! Совсем недавно возле входа в храм стояли мусорные баки. И мы целый год не могли их убрать. Писали-писали всякие просьбы, но бесполезно. В конце концов сами до­говорились с мусорщиками. Так нам еще за это и выговорили, мол, само­управство. Долго шли раздоры из-за туалета. Мы его недалеко от храма установили, чтобы людям не прихо­дилось за огороды бегать. А власти очень возмущались: какое мы право имеем на чужой земле кабинку ста­вить!» Несмотря на разруху, внутри церкви по-домашнему уютно. Белые занавесочки загораживают облезлые подоконники. Скатерти, цветочки, фотографии отвлекают внимание от грязных подтеков на стенах и ком­пенсируют бедность убранства цер­кви. Глядя на весь этот милый инте­рьер, понимаешь: о храме заботятся. Каменный гигант вынужден при­крывать кружевными тряпочками свои дыры и проплешины.

Екатерина КОШКИНА

«НГ-регион» №36-37(342-343) 7 мая 2004 г.

 
Сайт управляется системой uCoz