Храм свв. кн. Бориса и Глеба                              г.Боровск, Калужская обл.
 
 

  Новости

Храм сегодня

История

Газета

помощь храму

Контакты

 

Молись и расти

     Ход истории определяется Божиим Промыслом и человеческой волей. С христианской точки зрения не существует случайных событий. То, что на первый взгляд кажется событием случайным, в действительности проявление Божиего Промысла. Но христианству чужд и фатализм, в соответствии с которым все события  в мире заранее предопределены. Человек может изменить неблагоприятные для себя обстоятельства путем обращения к христианской вере, жизни в соответствии с Божиими заповедями. Мы возродимся только в том случае, если произойдет духовное преображение, если большинство из нас осознает смысл национальной идеи. Бог ничего не даст народу трусоватому, апатичному, погрязшему в больших и малых грехах, не предпринимающему никаких личных усилий для своего спасения. Нынешнее униженное положение, в котором мы находимся, наше ускоренное физическое вымирание, деградация – все это прямое следствие нашего собственного уклонения от реализации как своей личной, так и общей национальной идеи. Уклонение выражается в безразличии ко всему, кроме собственных житейских забот, в пьянстве, наркомании, в погоне за деньгами, в участии в антиправославных сектах и т.д. Сегодня мы познакомимся с неравнодушным человеком, священнослужителем отцом Александром, настоятелем храма свв.кн. Бориса и Глеба в Боровске.

- Батюшка, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в храм?

  До обращения к церкви, мы с папой думали, что я стану военным. Родился я в Русиново. Мама – домохозяйка, она занималась воспитанием меня и брата, задача не из легких. У мамы всегда была с собой маленькая иконка Казанской Божией матери, при беременности и при моих родах также. Мама постоянно мысленно молилась и беседовала с этой иконкой. Отец – рабочий, но он мечтал видеть меня офицером, уже собирал документы в Суворовское училище.

  В конце 90-го года, когда Боровский монастырь только начинал подниматься, трудами отца Трофима и отца Владимира, ныне отца Тихона, настоятеля Тихоновой пустыни, образовалась Воскресная школа, в которую записалось 24 человека. Затем осталось трое, в конце концов  - только один, это был я. Все разбежались, разошлись.

  Мое отношение к Православию в значительной степени определил ныне почивший отец Трофим Орлов, настоятель храма Рождества Божией Матери. Он родом из Молдавии, закончил Московскую семинарию и Духовную академию. Знал несколько языков, свободно разговаривал на английском, на греческом, был очень образованным и любознательным человеком. Я мальчишкой бегал к нему в храм за два километра. Мама знала, что я бываю там. Решил, что буду священнослужителем, все стало очень серьезно. Я верил, что буду таким же, как отец Трофим, но я не знал других священнослужителей. Позднее наивность исчезла, а Вера, убеждения остались и в этом большая заслуга отца Трофима, отца Нила и нашего владыки Климента, с которым я близко познакомился в процессе учебы в семинарии.  Священнослужители тоже люди, они разные, важно найти своего духовника, быть твердым в Вере и молиться.

  Господь говорил, что не следует стесняться Веры. В школе меня дразнили за то, что я бегал в храм. Сейчас эти люди приходят ко мне за помощью и советом.

  Храм привлек меня, ребенка опрятностью, красотой Богослужения, дисциплиной, вниманием к порядку.

  -Вас привлекала именно строгость отношений в церкви?

  Да, Благочинный отец Трофим Орлов так и говорил, что если не будет строгости и страха Божия, ты ничего не запомнишь и не поймешь. По началу я даже обижался, что он где-то прикрикнет на меня, и подзатыльник даст, но он всегда первым просил прощения. У отца Трофима был вспыльчивый характер, но отходчивый, не зависимо от чинов, он всегда первым просил прощения. Теперь я понимаю, что самое сложное – первому попросить прощения. Это и есть начало смирения. Нельзя сказать, что смирение – это одна из высших добродетелей, но по крайней мере, это показатель изменения человека к лучшему, ломается человеческий эгоизм.

У человека есть свобода воли, этим мы и отличаемся от животного. Очень многие говорят, что они абсолютно безгрешны. Такого не может быть.

  -А что у Вас основная задача – раскрыть человеческие грехи?

  - Моя основная задача как священника – привести людей к Богу, потому что Бог – есть Любовь. Именно Любовь помогает человеку выстоять в трудные минуты, перенести с достоинством все тяготы жизни на земле. Какова не была бы причина прихода человека в храм, он пришел, значит, это необходимо. Многие заходят в наш старый храм – как в музей. Это режет глаз.

  -А Вы делаете им замечание?

  Я много раз наблюдал, какова реакция людей на замечания, сделанные им в храме прихожанами. Замешательство, новичок не знает, что сказать, куда деться. Это отпугивает. Я советую вновь пришедшим в храм обращаться непосредственно к священнослужителю, дабы не услышать неверных подсказок и наставлений. Никто лучше священнослужителя не поможет Вам в храме. Если он занят, подождите немного, попросите его позвать, в конце концов, спросите номер его телефона.

- Какое Вы получили образование?

 - После окончания средней школы, получив благословение отца Трофима, я поступил в Калужскую духовную семинарию. Сейчас  наша семинария имеет статус высшего учебного заведения, идет очень строгий отбор, повысилась требования приема, значительно увеличился конкурс при поступлении. Учиться в семинарии очень тяжело, но главная цель преподавателей была – убедить нас, что в жизни все гораздо труднее и жестче, они пичкали нас знаниями, заставляли очень много читать, объясняя, что после окончания у нас не будет времени заниматься своим образованием. Архиепископ Калужский и Боровский владыка Климент на каждом занятии повторял нам: «Больше читайте, читайте, читайте». Буквально так. Сегодня, когда я уже четыре года священнослужитель, я понимаю, насколько наши преподаватели были правы. Работы сейчас много и с каждым днем ее становится еще больше, а заниматься повышением уровня своих знаний тоже необходимо. Ни в коем случае нельзя деградировать. По стране идет активный процесс восстановления храмов, строительства новых. Священнослужители занимаются хозяйственными делами, а ведь главная наша задача – молиться. Спасает от ежедневных забот и хлопот только духовное насыщение. В семинарии нас учили и активному физическому труду на сельскохозяйственных работах, это обязательно. 

В моих планах поступить на заочное обучение в Духовную академию. Поэтому надо постоянно заниматься самообразованием.

  Сейчас у меня хорошая нагрузка. Я не люблю сидеть на месте. Бог нагружает меня работой, потому что есть силы и желание. Пусть так и будет.

-В семинарии учат народным средствам лечения?

  - Лечит молитва. К лекарствам обращаемся только в самых тяжелых случаях. В семинарии выдаются медицинские полисы, можно обращаться в больницу.

  -Вы стали настоятелем храма в Боровске сразу по окончании семинарии?

  - Практически, да. В семинарии меня приучили к дисциплине, к необходимости регулярных служб, чистоте и порядку. Мне кажется, что это важно, это создает определенный ритм жизни, заданный, привычный, это создает порядок, который необходим в любом деле, в служении Богу тоже. Чин по чину. В нашем приходе есть человек двадцать постоянного состава, сейчас подтягиваются люди со стороны, летом много приезжает москвичей, из Наро-Фоминска, из военного городка Митяево. Священнику строго настрого запрещено заниматься коммерческой деятельностью, деньги идут к нам исключительно от верующих. Если прежде происходил натуральный обмен между населением и храмами, жители сами приносили с собой  свечи, лампадное масло, продукты для освящения и оставляли часть для священнослужителя, то теперь существуют деньги, чтобы обменивать их на атрибуты веры, без которых не может проходить служба: свечи, и т.п. Храмы стали освящаться электричеством, обогреваться так же, то есть возникла необходимость платить государству за услуги. Прихожане помогают храму быть жизнеспособным. Есть неплохая брошюра диакона Кураева «Откуда у церкви деньги». Если встретите, почитайте. Нельзя делать из престола станка для ковки денег. Основная задача – не приписывать чудеса и счастливые моменты жизни в заслугу себе.

 Для меня единственная радость, когда на службе много людей. Храм состоит не из кирпичей, цемента, а из людей.

-Для вас важна Ваша одежда?

  В какой-то степени важна. У священников двоякое отношение к своей одежде. Постоянно стоит вопрос: можно ли ее снять, или вообще не одевать, допустим, при походе в магазин. Сейчас появление священнослужителя на улице не вызывает такую пристальную, бестактную реакцию у многих, как прежде. Но я помню и времена насмешек.

  Даже меняя одежду, нельзя ни на минуту забывать, что ты – священнослужитель, представитель духовной власти. Я привык быть среди людей, отсюда и повышенные требования к аккуратности. Нас в семинарии строго учили, следили даже за элементарными  вещами: стрижкой ногтей, чистотой волос и прочее, то есть публичной внешности и аккуратности. Это тоже одна из сторон служения Богу, это служба, работа, обязанность. Жизнь священника проходит, словно в стеклянном доме, личная жизнь – как на ладони. Внешние проявления власти, служения – очень важны.

-Вы в пионерах побывали?

  Да, а в комсомоле не успел. Всегда был активистом в классе. Любил рисовать, был главным редактором газеты в школе. Сегодня совсем другая жизнь, детство – оно ушло далеко.

   Время меряется человеческими исповедями. Все исповеди пропускаешь через себя, нельзя отделываться от искренности просто так. Требуется эквивалентная, душевная отдача. Я помню, каково мне было, когда я исповедовал в один день шестьдесят человек.

   Рано или поздно наступает момент испытания веры. На втором курсе семинарии я собирался все бросить и уйти, были страшные сомнения. На подъеме – все кажется красиво и хорошо, готов чуть ли не жить в храме, постоянно присутствовать на службах, но постепенно происходит остывание, протрезвление, столкновение с реальностью и человеку предоставляется возможность самому эту благодать как-то разжигать. Господь на начальном пути дает большую благодать, чтобы затем проверить, испытать силу человеческой Веры. Вот и у меня на втором курсе наступило такое равнодушие, остывание, что уже собрался поступить в медицинское училище в Обнинске. Но пути Господни неисповедимы, отец Нил из Боровского монастыря помог мне, вразумил. Это бывает у каждого человека, все мы идем в своем развитие по ступенькам вверх, каждый шаг непрост. Отец Трофим Орлов всегда повторял: «Молись и расти». При совершении таинства Крещении я всегда говорю людям, что вы становитесь воинами Христовыми, настраивайте себя на внутреннюю, душевную постоянную борьбу за себя и веру в Бога.

      Часто в храм заходят случайные люди, пьяные, порой вызывающие отвращение, но ты должен поговорить с ними и ни в коем случае не показывать свое отношение, не оттолкнуть грубо, не выгонять из храма. Все внешнее должно быть в тебе.  «Священник – это не яко прочий человек» или «Вы не от мира сего», говорил Христос.

Священник – это не ангел, он тоже человек. Все идет через страшные душевные муки, внутреннее борение.

  -Вы читаете только богословскую литературу?

  - Нет, не обязательно. Естественно, читаю газеты, смотрю телевизионные новости, но, не углубляюсь в политические проблемы, просто слежу за обстановкой. Читаю Иоанна Златоуста, Столпы, избирательно Кураева. Интернетом я пользовался, когда писал диплом на тему «Католичество сегодня». Основное – это Евангелие.

-           Вашему храму свв.кн.Бориса и Глеба в этом году исполняется 300 лет?  Это не только большой праздник, но и множество проблем и обязанностей одновременно?

-             Могу сказать главное, 300 лет бывает один раз в 300 лет. То, что это событие выпало на нас – очень и очень большая ответственность перед Богом. О проблемах храма я расскажу подробно в следующий раз, а пока главное – у храма нет ни метра своей земли. Мы не можем построить ни святой колодец, ни поставить газовые котлы и провести отопление в храм, многого не можем сделать из-за отсутствия своей земли. Пока мы не находим поддержки. Я просто хочу сформулировать вопрос каждому человеку, из тех, кто сегодня сопротивляется выделению землеотвода храму, каждому человеку, для которого  не существует ни десяти заповедей, ни Нагорной проповеди. Вопрос очень простой: если Вы не верите ни в Бога, ни в дьявола, то поверьте хотя бы в смерть, в то, что рано или поздно скончаетесь в муках, в блевотине, в экскрементах, в чудовищном ужасе. И описать весь этот ужас невозможно. Бог поругаем не бывает.

 

     Очень трудно было найти что – то «зацепистое» в отце Александре, никак он не поддавался на провокации. Сохранял самообладание и ровность изложения. Только позднее я поняла, что он такой и есть – стабильный и постоянный. В миру про таких людей говорят: «ломовая лошадка», самая настоящая, в хорошем смысле слова.

      Огромный внутренний потенциал, энергия подвигают его на расширение поля деятельности. Он неугомонен, он не суетлив, но быстр в решениях и делах. Отец Александр молод, но честен и  расчетлив в поступках и словах, молод, но видит и понимает многое, буквально схватывает на ходу. Он деятелен и добр, он строг и практичен, он честолюбив и разумен. Сегодня все священнослужителя делятся на две категории: тех, кто активно жил и трудился в советское время на мирском поприще, а затем в силу затаенной Веры, смог перестроить себя, перебороть систему и добиться служения в храме. Имея за спиной огромный жизненный опыт, они, как правило, не получили православного образования. Сегодня, когда изменились условия, повысились требования,  эти священнослужители страдают от недостатка теоретических знаний, но Великая Вера их не меньше и не больше тех, молодых, которые сразу после школьной скамьи, закончив семинарию, бросились в омут человеческих трагедий, в омут хозяйственных проблем и т.д. Этим молодым энергичным священнослужителям дали хорошие знания, их крепко научили психологии отношений. Вера нового поколения служителей церкви так же велика и терпима, а жизненный опыт – он имеет свойство накапливаться, не правда ли? Надо только нам всем поддержать их, не мешать и просто любить. Как Любит их Бог.

  Мысленно созрело слово, точно и емко обозначающее все качества отца Александра - очень современен. Вот и все. Большая внутренняя воля, целеустремленность и Вера помогут ему. ПРИШЛО ЕГО ВРЕМЯ.

И.Филиппова

 
Сайт управляется системой uCoz