История
храма
К востоку от центра города видна пятиглавая церковь с высокой стройной колокольней. Едешь по дороге на Балабаново, и храм то исчезает в перспективе улицы, то вновь появляется, всё ближе и ближе. Он манит к себе и вблизи не разочаровывает. Правда, традиционный двусветный четверик его основного объёма искажён более поздней надстройкой, но как красивы колонки-дудочки по углам четверика, причудливые наличники в стиле московского узорочья, многорядные карнизы, перспективные порталы. Церковь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба по происхождению древняя. В 1610 г. она пострадала от нашествия поляков и литовцев. В материалах Дозора 1613г. отмечено: "...под посадом же Пафнутьева монастыря слободка Мякишевская на реке на Поротве, а в ней был храм Борис и Глеб сгорел". (1) В 1621г.:
«.. .церковь древяна святых страстотерпец Бориса и Глеба да придел чудотворца Пафнутия, а в церкви образы и свечи и книги и всякое церковное строение монастырское. У церкви во дворе поп Агафоник Васильев, во дворе дьякон Киприян Стефанов, во дворе пономарь Матюшка Резанцев, во дворе проскурница Аграфена, да три места бобыльских дворовых» (2). Мякишевская слобода располагалась вокруг церкви. В 1621г. в ней было 37 дворов, ещё 20 были сожжены в 1610г. (3) В 1685г. в слободе проживало в 29 дворах 117 человек. В том же году церковь сгорела «со всяким церковным строением, только на том погосте осталась одна колокольня рублена на восемь углов, и на той колокольне 5 колоколов небольших, а ныне на том кладбище строят приходские люди той же Мякишевской слободы боровичи посадские люди Савелий Игнатов, Еуфим да Кирила Девятые да Иван Яковлев с товарищи церковь новую древяную клетцм»»и подземную тёплую во имя преподобного отца Пафнутия Боровского, Чудотворца». (4) Наконец, в 1704г. на средства прихожан был воздвигнут поныне существующий каменный храм. В трапезной был устроен тёплый придел во имя преп. Пафнутия Боровского. В основе композиции храма -традиционный двусветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный пятиглавием. Существующий четверик значительно выше первоначального, т.к. он был надстроен в более позднее время (в конце ХУТПв.). Высоту первоначального объёма легко можно определить по кокошникам и карнизу, опоясывающему здание. Окна на фасадах имеют богато украшенные наличники. Колокольня в стиле классицизм возведена в 1819г. Колокольня трёхъярусная, увенчана маленькой главкой на тонком барабане.
Жители Боровска сохранили предание о том, что храм Бориса и Глеба пострадал в 1812г. Французы устроили в нём конюшню. Вскоре обнаружилась пропажа одного хорошего коня. Наполеоновцы обвинили в краже местных жителей и взяли заложниками 12 старейших крестьян из близлежащих деревень. Их закрыли в Борисоглебском храме и пригрозили зарубить, если похититель коня не признается. Вину взял на себя старик по имени Тит из С.Федотова. Захватчики утопили его в пруду, который в народе стали называть Титовым. Другое предание утверждало, что рядом с церковью Бориса и Глеба располагался штаб Наполеона. (5)В официальном же донесении настоятель храма Алексий Яковлев сообщал: «...в 1812 году во время нашествия на город Боровск неприятеля при нашей церкви особенных достопамятных
происшествий не было. Вход в церковь северных дверей, хотя и был им разбит, но похищения касательно ризницы, сосудов и прочих церковных вещей, внимания достойных, так же не было. Потому что мною - священником со старостою церковным достойные вещи все были вывозимы и паки в церковь
сохраненными доставлены». (6)
В Боровске,
где было велико число старообрядцев,
приход церкви Бориса и Глеба был
малочисленным и бедным. В 1867г.
официально в приходе числилось 242 двора,
763 мужчины, 815 женщин. Но в 98 дворах жили
старообрядцы (276м., 309ж.). Причт храма
традиционно состоял из священника,
диакона и дьячка или пономаря. Из-за
бедности в 1867г. епархиальным
начальством было велено оставить
только священника и одного причетника.
Дома у священника и диакона были
деревянными, а дьячёк по бедности
прихода дома не имел. «На содержание
священно-церковнослужителей
постоянного оклада ни от кого не
получается, а от прихода в 1867г. получено
261руб. 11коп. серебром. Сверх того го
билетам, положенным московским купцом
Жемчужниковым и мещанином Троицким в 460руб.
на вечное время за поминовение
родителей» проценты (ЗОруб) шли также в
пользу причта. Такое содержание было
довольно скудно. При храме стояло очень
ветхое каменное здание богадельни на 10
человек, в которой призреваемых уже не
было. Священником храма в феврале 1867г.
стал Василий Андреевич Златоустовский,
28 лет. Он был женат на Евдокие
Васильевне, дочери О.Василия Баталина,
престарелого уважаемого батюшки,
награждённого орденом Св. Анны 3
степени, благочинного. По церковной
традиции, зять занял место умершего
тестя. На попечении нового священника
осталась незамужняя дочь
предшественника Анна. (7) В 1873-1874гг.
причт Борисоглебского храма состоял из
священника Николая Пиуновского и
причетника. Священник содержал в своём
доме бесплатную школу. (8)
В ночь под 21 июня 1889г. в храме
начался пожар. Огнём были повреждены
купола, главы, кресты и почти вся крыша
здания. Можно себе представить горе
причта и прихожан. "Но вси путие
Господни суть милость и истина. В самыя
минуты пожара, когда пожар уничтожал
церковное строение, явились ревнители
святыни храма, начались пожертвования.
Епархиальное начальство образовало
комитет по возобновлению сего храма.
Комитет этот изыскал средства не
только к восстановлению истреблённого
пожаром, но и к возобновлению
повреждённого временем. Средствами
благотворителей Александра
Прокофьевича Смирнова и Николая
Степановича Степанова (из коих первый
израсходовал до 1500 р., а второй до 600 р.)
возобновлены наружныя повреждения, что
дало возможность комитету возобновить
иконостасы, как в настоящем, так и в
придельном храме сей церкви, -словом,
привести храм действительно в
благолепие." Уже 1 мая 1891г.
осмотревший храм калужский владыка
Виталий благодарил членов комитета за
усердие, молитвенно пожелал долголетия
и благоденствия всем благотворителям и
благоукрасителям храма, а прихожан
поучал дорожить святынею храма и
молиться за благотворителей. (9)
Закрытый и осквернённый и во время
немецкой оккупацией при Советской
власти Борисоглебский храм находился в
аварийном состоянии. Его начали
реставрировать в 1985г. как памятник
архитектуры, а в 1991г. было возобновлено
богослужение.
Примечания.
1.Боровский
уезд в ХУПв. М.,1992,с.100
2.Калужская
старина. Т.5. Калуга, 1910.
3.Боровскмй край
в истории России. 4.1-я. Боровск, 1998, с.68.
4.Калужская
старина, там же.
5.Калужская губерния в
Отечественной войне 1812г. Малоярославец,
1994, с.122-123.
6.Там же, с.63-64.
7.ГАКО, ф.33, оп.3, д.820,
л.25-28.
8.Памятная книжка Калужской
губернии на 1873-74гг.
9.Калужские
епархиальные ведомости, 1891 (прибавл.), №12.