Храм свв. кн. Бориса и Глеба                              г.Боровск, Калужская обл.
 
 

  Новости

Храм сегодня

История

Газета

помощь храму

Контакты

 

Великий пост

Если ты действительно можешь понести

Все иго Господне, то будешь совершенен,

а если не можешь, то делай то, что можешь.

( Учение 12 апостолов )

    Сразу за неделей масленичного веселья начинается Великий Пост – семинедельный период строгости, святости, воздержания. Не зря появились поговорки: « Не все коту Масленица, будет и Великий Пост».

  Великий Пост – это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны. В этом году большой праздник Христова Воскресения приходится на 11 апреля. Условно пост делится на две части: святую четырехдесятницу и Страстную седмицу.

   Первая из них установлена в память о событиях Ветхого и Нового завета, о сорока днях душевных мук, голода  и молитв, днях пребывания Иисуса Христа в пустыне.

  Страстная седмица предшествует непосредственно Пасхе и является напоминанием о мучительных страданиях Христа, именуемых «страстями Господними». По предательству Иуды Спасителя осудили и подвергли нечеловеческим пыткам, венцом которых стало Распятие на Кресте.                                           

  Святитель Иоанн Златоуст раскрыл суть христианского поста: «Ошибается тот, кто считает, что Пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение лжи, клеветы, клятвопреступления.

  Пост – уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров.

  Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда…Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, чтобы Бог принял и пост твой – и в изобилии даровал плоды покаяния.»

   Пост не должен быть безотрадной голодовкой или оздоровительной диетой. Всестороннее воздержание от житейских удовольствий, сексуальных отношений, сквернословия, гнева – все это должно создавать особое эмоциональное состояние, способствующее очищению и обновлению души человека, вызывать у него стремление к покаянию. Хочется напомнить: если вы приняли решение соблюдать пост, то нельзя этим гордиться и подчеркивать тяжесть своего положения. И не следует осуждать тех, кто не постится.

    В начале прошлого века писали: «Те же самые люди, которые безмерным питанием и ядением во время Масленицы навлекли на себя гнев Церкви, Великим Постом питались одним кусочком  хлеба с солью да водой весь день. Все сидели по домам. Засыпали рано, уличная жизнь затихала с 6 –7 часов. Лакомства предназначались только для детей. От младших требовались почти такие же подвиги воздержания, как и от взрослых ».

   Таинство венчания в пост не совершалось никогда. Зачатие ребенка в эти дни считалось и считается грехом, который мог откладывать печальный отпечаток на его будущее.

   Пищевые предписания Великого Поста установились еще в 14 веке. Они были и остаются весьма строгими. Вот как описывает этот период И. Шмелев: « В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа и с рубленой капустой кислой, густо посыпанной анисом – такая прелесть. Буду варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом ».

  К понятию «скоромная пища » относится мясо и мясные продукты, молоко и продукты из него, животные жиры, яйца, а также содержащие их изделия. К постной пище – зерновые (хлеб, крупа и т. д.),  бобовые, овощи, ягоды, фрукты, грибы, орехи, пряности, мед, растительные масла, рыба.

   Заговеньем называют последний накануне многодневного поста день, разговением – переход от постной жизни к скоромной.

  Соблюдать пост – вовсе не означает морить себя голодом. Даже без рыбы пища из растительных продуктов при достаточном их количестве дает чувство сытости; поэтому в народе говорили: «В год хлеборобный пост не голодный ». Нельзя забывать, что в эти святые дни запрещается употреблять спиртное.

   Вернемся в прошлые века. Начиная с чистого понедельника (первый день поста), принято было носить только старую поношенную одежду, пользоваться исключительно старой посудой. Многие в этот день «выкуривали» Масленицу: в таз клали горячий кирпич, заваривали мяту и слегка поливали уксусом. С наполненным тазом обходили весь дом, наполняя его кислым и прохладным от мяты паром.

  В нынешнее время многие не только не соблюдают Великий пост, но и вообще не знают, что он существует, как и другие посты. Просвещенность наших простых людей оставляет желать лучшего. За постсоветский период, который продолжается более 10 лет, накопилось столько мутной информации о соблюдении поста, что найти верную, точную и, самое главное, истинную правду  без правильного руководства очень сложно. Поэтому за советом лучше обращаться к священнослужителю.

    Одни лишают себя в пище и питие, а другие все разрешают себе, будто бы им так и следует делать, и ничего страшного в этом нет. Но Церковь говорит: « Аще кто не хранит поста святых апостол и Рождества Христова и Богородицы, в Церковь сего не приемлеши ».(Номокан. 227) Все посты имеют своё утверждение в правилах Святых Соборов. Святой Собор – собрание, объединение всех Православных иерархов Церкви.

  Подводя итог всему вышесказанному, надо подчеркнуть, что пост просто остро необходим для души каждого человека. Только через внутреннюю борьбу с грехами собственными, только через свои усилия, только через очищение души человек сможет любить себя, любить близких, Любить Бога. Каждый должен поститься для собственного блага, и каждый за свой труд получит награду от Господа Бога в будущем свете.    Св. Евангелие говорит: « Егда поститеся, не будите сетующе… Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый.» (Мф 16.17). Убежден: Православие в России потому и остается до сих пор еще  крепким, что утверждается на четырех  постах, как бы на четырех столбах. Соблюдая пост в строгости и молитве, христианин достойно живет на земле и приготавливает себя к вечной жизни.  

 Настоятель храма свв.кн.Бориса и Глеба

иерей Александр Клещуков.

 
Сайт управляется системой uCoz