Храм свв. кн. Бориса и Глеба                              г.Боровск, Калужская обл.
 
 

  Новости

Храм сегодня

История

Газета

помощь храму

Контакты

 

Хлеб как забота духовная

«Хлеб для меня – это материальная забота,

а хлеб для моего ближнего – забота духовная».

Н.А.Бердяев.

  Выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев своим высказыванием очень верно обозначил две составляющие экономических отношений. Русская Православная Церковь придает большое значение данной проблеме.

Современная система ценностей, побуждающая человека к приложению все больших усилий для постоянного повышения уровня личного потребления материальных благ, является греховной и порочной. Экономическая деятельность может быть нравственно и религиозно оправдана лишь в том случае, если человек трудится не только ради себя и своих близких, но и для того, чтобы помогать нуждающимся. Эту мотивацию к труду можно назвать духовным измерением экономики.

  Не является ли экономическая модель общества, построенная на этических принципах, эфемерной? Убежден, что это не так. Согласно традициям русской православной культуры богатство подлежало оправданию только в том случае, если употреблялось для блага всех.

  В эффективных и одновременно справедливых экономических отношениях огромную роль должно играть воспитание детей на основе православной культуры и этики. Учительница физкультуры из ПТУ со слезами на глазах рассказывала, как дети деградируют, какая там наркота, пьянство и половая распущенность; говорила про единственную любовь детей и интерес к спортивным играм. Но даже на обыкновенный мяч для пэтэушников в бюджете денег не находится.

  Женским своим кулачком учительница погрозила: «Кто-то думает, что выживет в своем особняке, окруженном толпой озлобленной, нищей и деградировавшей молодежи?» Криком отчаяния стали ее слова: «Вы не понимаете, что надвигается на страну!».

  Большую роль в деле перераспределения избыточных материальных ценностей играет благотворительность. Однако, следует признать, что добиться в этом вопросе справедливости очень трудно, поэтому важна роль государства. Именно оно должно взять на себя реализацию духовного измерения экономики. Это задача не только экономическая, но и нравственная и даже религиозная. Разрабатывая справедливое экономическое законодательство, государственные мужи совершают богоугодное дело.

  Церковь призывает своих чад к законопослушанию, но надо признаться, что сегодня добросовестное соблюдение всех законов ставит предпринимателя на грань разрушения. В таком случае можно ли назвать сложившуюся экономическую систему в России нравственной? Сегодня она не способствует формированию у предпринимателей представлений о деловой и хозяйственной этике.

  Знакомый политик после объезда одного из периферийных районов эмоционировал: «Слушай, это ж мрак! Там такая деградация! Пьянь, полный пофигизм. До уровня животных. Знаешь, как в ООН про одну африканскую страну решили: помогать бессмысленно, она обречена; можно только санитарным кордоном ее оградить».

  Обострение социальной напряженности в стране объясняется особенностями общественной психологии: избыточные богатства, которого помнят современники еще равным себе по статусу и положению, у большинства сограждан такие богатства вызывают недобрые чувства. Однако, история свидетельствует, что перераспределение ценностей насильственным способом никогда не приводит к созданию справедливого общества.

Надо напомнить, что с религиозной точки зрения единственным законным собственником всех земных благ является Бог – Творец мира, а мы лишь временно пользуемся ими. Не следует забывать, что, поскольку Бог дал нам эти блага, Он может их и забрать.

  Богато обставленный дом, дорогие украшения и машины – все это лишь временно может приносить радость, и если человеку чужды иные, высшие ценности, он замыкается в тесном мирке материальных интересов и лишает себя полноты жизни.

  По поводу необыкновенной роскоши отделки домов сегодня, я хочу пересказать следующую повесть св. Иоанна Златоуста: некоторый философ приглашен был в дом к одной из современных знаменитостей. Дом блистал мрамором и другими украшениями, пол был устлан коврами. Гость - философ, вошедши в дом, плюнул в лицо хозяина. На вопрос этого о причине наглого поступка, он отвечал, что имел необходимость исполнить естественную нужду и, найдя в доме повсюду изящество, был вынужден избрать лицо хозяина.

  «Невозможное человеку возможно Богу» (Мф.19:25). Да, действительно, только Бог может спасти и богатого, и бедного. Но богатый должен знать, что его путь ко Спасению непременно предполагает разделение с неимущим избытков своего состояния.

  Церковь не предлагает конкретных методик или пропорций перераспределения избыточных материальных ресурсов. Какую долю плодов своего труда оставлять себе, а сколько отдавать нуждающимся, - дело совести каждого человека.

 Иерей Александр Клещуков.

 
Сайт управляется системой uCoz