Храм свв. кн. Бориса и Глеба                              г.Боровск, Калужская обл.
 
 

  Новости

Храм сегодня

История

Газета

помощь храму

Контакты

 

Тиски и свобода храма

   Интервью с настоятелем храма свв.кн.Бориса и Глеба иереем Александром Клещуковым, данное им 15 мая 2004г. в день второго перенесения мощей великих князей, в день престольного праздника.

- Весь город говорит о предстоящем 300-летии храма святых князей Бориса и Глеба, расскажите, когда будет праздник?

о.Александр: На самом деле, празднование началось 1 января 2004г., каждый день - праздник, будь то Рождество или Пасха, все отмечается в 300-й раз. Осознавая то, что Господь Cвоим промыслом управил нас  жить в этот год, иметь возможность спокойно ходить в древнюю святыню – храм Бориса и Глеба, понимаешь какое это великое благо. Но осознание величия события должно заключаться не только в разуме человека, живущего рядом с храмом или изредка посещающего его, или бывшего в нем хотя бы раз в жизни, но самое главное осознание - в сердце каждого. Поэтому, я вновь и вновь благодарю Бога, что нам выпала честь, достойно подготовившись, почтить память предков, строивших храм и похороненных возле него. Основное торжество приурочено к 6 августа - дню первого прославления мощей свв.кн.блгвв.кн.Бориса и Глеба. На Руси не так много осталось церквей в честь князей - братьев и, если наш храм сохранился после советского деспотизма, значит, он ждал этого дня, видно так было угодно Богу.

- Как проходит подготовка к торжествам?

о.Александр: Слава Богу за все. К сожалению не так продуктивно, как приход рассчитывал. Надо понять, что доходы храма целиком зависят от пожертвований. Других возможностей нет. Когда, разыскивая по различным архивам документы храма, вдруг обнаружили, что в 2004 году будет такая круглая дата, мы обрадовались, надеясь, что сможем приурочить к ней и получение земли, и строительство забора, и проводку отопления, и покраску, побелку храма.  Очень много работы, но по не зависящим от нас причинам, не удалось. Храм чрезвычайно беден, инерционность сознания людей велика, любые малые изменения, приводят либо к открытым конфликтам, либо к наговорам и клевете. Бороться с этим трудно и бесполезно. Например, покупка подсвечников обернулась разговорами об излишествах и богатстве храма, требования земли у алтаря – конфликтом с хорошими, достойными людьми и сплетнями о создании коммерческого кладбища, а благотворительная акция по раздаче пожертвованных консервов – разговорами о великих «махинациях» настоятеля. Космическая глупость космических размеров.

- Неужели все так плохо?

о.Александр: Святой князь Александр Невский, мой покровитель, говорил: «Не в силе Бог, а в Правде». Правда в том, что все обвинения построены на эмоциях, мало кто вспоминает, что Закон не принимает в расчет эмоции, только холодную логику. Это жестоко и с этим трудно согласиться, но для того Закон и существует, чтобы ему следовали все. Сегодня государственный Закон «думает» не о том, как поливать огород, не о том, как проехать мусоровозу, а о том, что будет с храмом, не имеющим охранной зоны, завтра, после нас.

Храм словно в страшных тисках зажат со всех сторон. Это и территориальные тиски, и тиски человеческого сознания.

- Так почему уже второй год Вы не можете добиться справедливости Закона?

о.Александр: Потому что разрушать всегда легче, чем созидать, потому что за два года трудно исправить, что было вложено в человеческое сознание за семьдесят лет коммунистической диктатуры. Я твердо знаю одно – со мной Бог, и я с Богом. Как ни горько, для многих является помехой мой возраст, долгое время ко мне относились как к неопытному, добродушному и т.п. Такого легко и без проблемно полюбить, и наслаждаться своей любовью. Люди хотят видеть тебя таким, каким они полюбили тебя. «Как повяжешь галстук, береги его», говорили пионеры. Вот завязали и носят с собой неизменно. Не имеешь права меняться и все тут. Поэтому, когда наступает «эпоха перемен и нового правления» – сплошная беда, никак не хотим снимать красивый галстук. Надо всегда помнить, что излишняя строгость священнослужителя – благонамеренна и являет собой величайшее благодеяние.

Осознать и трезво оценить груз ответственности священнослужителя в огромном древнем храме с маленьким доходом и большими проблемами, может только сам священнослужитель.

  Кроме того, менталитет русского человека таков, что значимость личностных отношений гораздо выше законных, это спасает в критической, военной ситуации, но не в разрешении мирных, в общем – то, рядовых проблем.

- В чем самая основная ошибка во мнении?

о.Александр: Надо понять, что церковь – не моя личная собственность, это, прежде всего, Дом Божий, ему не 300, а около 600 лет, потому что до 1704г. здесь был деревянный храм, который несколько раз поджигали враги – иноверцы. Так велик был их страх перед святыми князьями Борисом и Глебом, защищающими Россию. Если брать мирскую сторону, храм принадлежит Русской Православной Церкви Московского Патриархата, я всего лишь мелкий представитель ее, и является памятником государственного значения.  Храм - для людей, для всех. Никому не приходит в голову, что несправедливо платить за проезд в электричке, но практически бесплатно просить у Бога, через храм, через священнослужителя помощи – это аппендикс, порожденный и засоренный временами СССР, ставший нормой, даже не болит, но его необходимо вырезать. Храм надо содержать, ремонтировать, храм требует ухода и охраны. Это деньги. Когда у нас в церкви появляются излишки продуктов, они тут же уходят к детям - инвалидам в Ермолино в «Центр социальной помощи семье». Спросите об этом Ольгу Николаевну, директора, подтвердит, также и с вещами, которые приносят в храм, но излишка денег нет, и не было никогда. 

 - Как все жалостливо и ужасно звучит…

о.Александр: Длительное время я пытался достучаться до сознания некоторых людей, способных конкретно помочь храму, но заблуждавшихся во мнении, так хотелось, чтобы знали правду, поняли и помогли, был откровенен и настойчив, надеялся… За советом обратился к старцу, который сказал просто: «Не настаивай! Имеющий уши да услышит». Да, все так. Имеющий уши да услышит. Мои бесконечные попытки внушить правду будут уже разновидностью насилия, которое чуждо Православию.

 Единственное, на что я могу пожаловаться, что в сутках так мало часов, на быстротечность дня. Хозяйственные работы «съедают» так много времени, которое я бы потратил на беседы и убеждение людей, на чтение книг. Собственно, поэтому к проповедям отношусь очень серьезно, надеюсь и наш «Приходской вестник» помогает.

- Почему в Вашем храме только один священнослужитель, трудно служить одному?

о.Александр: Слава Богу, справляюсь со всем, что вверено Господом. Надо подчеркнуть, что храм числится Архиерейским подворьем, лично контролируемым Митрополитом Климентом, который является для меня примером истинного священнослужителя и ведет меня по жизни со дня поступления в семинарию. Поэтому любые действия, в том числе и решение вопроса о передаче сторожки в ведомство РПЦ, совершаются только по благословению владыки, это и является мне помощью и поддержкой.

- Вы вспомнили о сторожке, многих волнует вопрос, что будет с ней в дальнейшем?

о.Александр: Здание сейчас принадлежит городу, т.е. государству и сдается в аренду под продуктовый магазин. При сборе необходимых документов, мы узнали, что это не просто домик, а памятник архитектуры федерального значения, т.е. все очень серьезно. По Закону он должен быть возвращен Церкви, с этим и согласились местные власти. На сегодня у нас есть письменное обещание передать сторожку Калужской епархии по окончании аренды, конкретные сроки не указаны: «конец 2004г.». Гарантии по сохранности здания получить трудно, поэтому не можем предугадать, каково будет состояние домика после передачи, сколько средств потребуется, чтобы его восстановить. Планируется, что в сторожке будем продавать церковную утварь и продукты, обычные для подобных лавочек в монастырях. У РПЦ есть опыт в таких делах, нам обязательно помогут.

- Что бы Вы сказали в заключение нашей беседы?

о.Александр: В этом разговоре я разоткровенничался, если кого-то обидел, простите, не со зла. Пожалуйста, любите Бога, как любит Он вас. Пожалуйста, делайте храму добро и берегите его, освободите его от жестких тисков.

  Мы все очень разные, и степень свободы у всех разная, но у каждого есть право выбора. Наши страшные, болезненные ошибки – это тоже наш выбор. А Бог дает ровно столько, сколько человек может выдержать. Это надо помнить всегда.

Спаси Господи!

Беседовала И.Филиппова.

 
Сайт управляется системой uCoz