Статья в "Народной
газете"
В
г.Обнинске много лет существует независимая от властей, популярная
«Народная Газета – Регион», выходящая огромным для области тиражом 38000
экземпляров. Газета светская, принципиально не занимающаяся пропагандой
какого-либо вероисповедания. Но журналистам «НГ – регион» и главному
редактору Наташе Кошелевой пройти мимо храма свв.кн.Бориса и Глеба не
удалось, а позднее и не захотелось. Они подружились с отцом Александром,
прониклись проблемами, более того, полюбили нашу церковь. В результате,
в хорошей газете появилась добрая статья, за что мы очень благодарны.
Слава Богу за все!
В Боровске «плачет» храм.
Среди
церквей, как и среди людей, социальное расслоение. Одни утопают в
роскоши, другие - нищенствуют.
В этом году
одной из трех боровских церквей, храму святых Бориса и Глеба,
исполняется 300 лет. Но старичку-храму не до праздника. Он не
отреставрирован и не очень-то любим боровчанами.
Пятиглавая
церковь в шатровом стиле с высокой стройной колокольней много видела и
много терпела. В 1610 году еще деревянный храм святых Бориса и Глеба
пострадал от нашествия поляков и литовцев. Но тогда прихожане не дали
пропасть церкви, а в 1704 году построили новый, уже каменный храм. В
1812 году французы устроили в нем конюшню. При советской власти храм был
опустошен и закрыт. Во время Великой Отечественной войны, зимой, в
холодные каменные стены церкви согнали детдомовских детей и заперли на
три дня. Крепким ребятишкам удалось спастись от немцев, а малыши
послабее так и остались лежать на ледяном полу — замерзли.
Храм видел и
человеческие трагедии, и радости. Именно в этой церкви венчались
бабушка и дедушка Достоевского. Говорят, и сам Федор Михайлович был
здесь крещен. Историки и архитекторы признали церковь бесценным
памятником федерального уровня. Одна акустика чего стоит: сказанное
шепотом слово моментально разносится на все здание. А в чем секрет
такой хорошей звукопередачи, до сих пор неизвестно. Другая особенность —
подземный этаж. Подобная планировка — большая архитектурная редкость.
Да и сам храм — редкость. Такие строили во времена Ивана Грозного, и
сохранилось их очень мало.
300 долгих
лет храм принимал у себя прихожан, страдал от варваров, наблюдал за
сменой поколений. Он заслужил достойную жизнь в старости. А что же мы
видим? Облупленные, «плачущие» сырыми подтеками стены, замазанные
белилами росписи, покосившуюся колокольню. Отец Александр, настоятель
храма, зимой во время службы дрожит от холода. Алтарь — самое зябкое
место в храме. Приходится служить чуть ли не при нуле градусов. Спасают
только валенки. Прихожане жмутся поближе к чуть теплым электрическим
батареям, но и они мало согревают — электричество слишком дорого, чтобы
включать их на полную мощь.
— Наш храм
очень большой по размеру, — говорит отец Александр, — поэтому его
трудно содержать и ремонтировать. Поправить колокольню стоит 40 тысяч
рублей, сделать новые рамы — 53 тысячи. Очень дороги средства от
грибка, которым заражены стены. Я даже не берусь подсчитывать, во
сколько обойдется полная реставрация. Мы потихоньку что-то делаем:
меняем окна, покупаем подсвечники, иконы, лампадки, ремонтируем все,
что в наших силах. Но у церкви мало денег, а проблемы можно перечислять
бесконечно.
— Странно,
что церковь терпит нужду. Вы получаете пожертвования?
— Большой
доход от пожертвований имеет только та церковь, где много прихожан.
Хорошо, когда сам храм маленький, а приход большой. Тогда можно спокойно
содержать здание. А у нас все наоборот. Храм огромный, рассчитан на
1,5 тысячи прихожан, а на сегодняшний день приход всего лишь 25 человек.
Причем в основном это старенькие бабушки. Они сами еле-еле концы с
концами сводят. Иногда случается такое: придет к нам незнакомец,
постоит службу. А потом спросит: «Что вам нужно?» И денег даст.
— А почему
так мало народу ходит в вашу церковь?
—
Конкуренция. Наш храм — не единственный в Боровске. У нас бедно, а
зимой еще и холодно. Здание находится на окраине. А вот церковь в центре
города — красивая, теплая и богатая. Эта церковь не прекращала
действовать в советские времена, поэтому сохранила и имущество, и
приход. Да и добираться до нее удобнее.
— А вы не
пробовали зарабатывать деньги, сдавая землю в аренду?
— У нас нет
ни клочка земли. Вот как крыльцо заканчивается, так уже чужая
территория. По закону вопрос о церковных землях решает не федеральная,
а местная власть. Вот боровская власть и решила, что земля нам ни к
чему. Обратились за помощью к губернатору. Была созвана комиссия,
чтобы решить эту проблему. Так местные власти нас туда даже не позвали.
И вообще они всячески демонстрируют свое негативное отношение.
Выгоднее продать землю дачникам, чем отдать церкви. Мы даже не можем
сделать дешевое газовое отопление, потому что внутри помещения котлы
ставить нельзя, а снаружи у нас нет места.
— А
государство? Ведь храм — архитектурный памятник федерального значения.
— Ну да,
памятник. Но Департамент культуры Калужской области нам тоже отказал —
денег нет.
— Так пусть
епархия поможет. Она же, наверное, должна заботиться о своих церквях.
— Епархия
сама нуждается в помощи.
— А зарплату
вам кто платит?
—
Она
идет с пожертвований...
Мы стоим на
крыльце храма. Прямо по курсу — через 10 метров — магазин (между
прочим, в домике священнослужителя, тоже памятнике архитектуры). Каждый
пьянчуга, который отоваривается в этом магазине, распивает свой
любимый напиток под окнами шедевра древнего зодчества, храма святых
Бориса и Глеба. Отец Александр недавно установил прожектор, чтобы
разогнать пьяные сборища. Но ничего не вышло. Публике даже понравилось
тусоваться при свете. Отец Александр: «Это еще что! Совсем недавно возле
входа в храм стояли мусорные баки. И мы целый год не могли их убрать.
Писали-писали всякие просьбы, но бесполезно. В конце концов сами
договорились с мусорщиками. Так нам еще за это и выговорили, мол,
самоуправство. Долго шли раздоры из-за туалета. Мы его недалеко от
храма установили, чтобы людям не приходилось за огороды бегать. А
власти очень возмущались: какое мы право имеем на чужой земле кабинку
ставить!» Несмотря на разруху, внутри церкви по-домашнему уютно. Белые
занавесочки загораживают облезлые подоконники. Скатерти, цветочки,
фотографии отвлекают внимание от грязных подтеков на стенах и
компенсируют бедность убранства церкви. Глядя на весь этот милый
интерьер, понимаешь: о храме заботятся. Каменный гигант вынужден
прикрывать кружевными тряпочками свои дыры и проплешины.
Екатерина КОШКИНА
«НГ-регион»
№36-37(342-343) 7 мая 2004 г.